"НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ - МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА"




В  колледже реализуется инновационная образовательная программа «Новая образовательная практика подготовки рабочих кадров  и специалистов для предприятий нефтепереработки» в рамках национального проекта «Образование».
Цель инновационной образовательной программы: подготовка рабочих кадров и специалистов высокотехнологичного производства в области нефтепереработки в условиях новой образовательной практики, характеризующейся максимальной интеграцией образования и производства, современной учебно-производственной базой и инновационными технологиями подготовки специалистов.
Приказом № 316 от 27.10.2008 г. Министерства образования России «Об утверждении дополнительного перечня государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования – победителей конкурсного отбора государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, для осуществления государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, с объемом их государственной поддержки» утверждён дополнительный перечень победителей конкурсного отбора учреждений НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы, в состав которых вошло и ГОУ СПО Губернский колледж г. Сызрани (п. 81 Приказ № 316 от 27.10.2008 г.).

Проектные идеи, внедренные в ходе реализации задач проекта:

Подготовка рабочих кадров и специалистов высокотехнологичного производства в области нефтепереработки в условиях новой образовательной практики, характеризующейся максимальной интеграцией образования и производства, современной учебно-лабораторной базой.

Сумма ассигнований ГОУ СПО Губернский колледж г. Сызрани, предназначенная для реализации инновационной образовательной программы составила:

- из Федерального бюджета - 26 млн. руб.

- из средств субъекта РФ (Самарская область) – 23, 4 млн. руб.

- из привлечённых средств работодателя (ОАО «Сызранский НПЗ НК «Роснефть») – 2,5 млн. руб.

 - из собственных внебюджетных средств образовательного учреждения –

100 000 руб.

Общий объём финансирования составил 52 млн. руб.

Средства направлены на приобретение современного учебно-лабораторного и

учебно – производственного оборудования, программного и методического

обеспечения профессиональной подготовки специалистов для предприятий

нефтепереработки.

Итоги реализации национального проекта

Модернизация материально-технической базы ОУ

Созданы 3 новые учебно-производственные лаборатории: «Технический анализ и контроль производства» 14,5 млн. руб.;
«Органическая химия» 6,0 млн. руб.;
«Процессы и аппараты» 23,0 млн. руб.

Улучшение материально-технической базы ОУ

Произведен капитальный ремонт учебных кабинетов, лабораторий и мастерских (3,9 млн. руб.)
Общая площадь отремонтированных помещений составила 724 м2)
Создано 126 ученических мест, из них вновь созданы 66.

Лаборатория «Ремонт технологического оборудования»
В рамках заключения  договора безвозмездного пользования оборудованием сроком на 5 лет с ОАО «Сызранский НПЗ» передано оборудование на сумму 2,5 млн. руб.

Обновление содержания профессионального образования

Осуществлена корректировка учебных планов по специальности 240404    «Переработка нефти и газа», по профессии 1.5 «Лаборант-эколог».

Осуществлена разработка новых учебных планов по профессиям дополнительной профессиональной подготовки «Приборист», «Лаборант по анализу газов и пыли».

Проведена разработка 9 квалификационных характеристик рабочих и специалистов по профессиям и специальностям нефтепереработки.

Скорректировано содержание 21 рабочей программы по 4 специальностям и профессиям, разработаны 12 программ новых дисциплин, 1 программа факультативного курса «Новые современные технологии в специальности».
Произведена разработка тем дипломного проектирования выпускниками колледжа в соответствии с запросами производства.





Инновационная деятельность как средство развития учреждений профессионального образования.

С.Г. Марфин д.п.н.,

Зам. директора Губернского колледжа.

Настоящие состояние национальной экономики, неутешительные прогнозы экономистов,   социологов   и   политиков   сохранения   негативных  тенденций экономического развития страны в ближайшей перспективе, в первую очередь, вызванные   процессами   оттока   квалифицированных   кадров   из   реального производства, ставят на повестку дня острейшую проблему согласованного, эффективного    взаимодействия   трех   заинтересованных   и    определяющих качество экономического роста социальных институтов - ГОСУДАРСТВА - ОБРАЗОВАНИЯ - БИЗНЕСА.

Из   общего   трудоспособного   населения  в связи с рассматриваемой

проблемой важно рассматривать трудовой ресурс, который представлен молодыми работниками 16-30 лет. Резерв - наличие работоспособного молодого населения, которое представляет собой потенциальную рабочую силу, способную, но не всегда готовую и желающую трудиться в реальном производстве, особенно по рабочим специальностям. Анализ оттока рабочей силы из производства в условиях серьёзного демографического спада, который к 2011 - 20015 годам достигнет своего пика, делает проблему наполнения производства квалифицированными кадрами крайне сложной, кризис рабочих профессий в этих



В 2010 году в городе Сызрани:

Выпуск      11кл. – 350 человек

9 кл. – 2500 человек

Это объяснят демографическую ситуации, что повлечет за собой такую картину.

Профессиональное образование в настоящие время является выгодной сферой предпринимательства, сферой выгодных инвестиций. Знания и информация однозначно рассматриваются стратегическим товаром, от которого зависит уровень и качество экономики любого государства. На федеральном уровне в последние годы принято ряд важнейших документов, определяющих приоритеты в образовательной политике России, рассматривающих образование как средство и условие развития экономического потенциала страны.

Взаимная заинтересованность педагогического и бизнес - сообщества в том, как подготовить современного специалиста, способного конвертировать знания в собственный успех и тем самым обеспечить успешное развитие экономики страны, приобретает все большую актуальность.

За последние годы система учреждений НПО и СПО претерпела существенные изменения: подавляющая часть учреждений НПО и часть учреждений СПО были переданы с федерального уровня в ведение субъектов Российской Федерации с целью оптимизации использования рабочих кадров и специалистов среднего звена в региональных отраслях народного хозяйства. В настоящее время на региональном уровне находятся 90% учреждений НПО и 60% учреждений СПО.

Отличительной особенностью преобразований, происходящих в системе НПО и СПО, является активная интеграция образовательных учреждений, позволяющая устранять дублирование в подготовке кадров, более рационально использовать финансовые ресурсы, научно-методический и кадровый потенциал учебных заведений, материально-техническую и учебно-лабораторную базу.

Мониторинг развития сети образовательных учреждений, проведенный Министерством образования и науки Российской Федерации, показывает, что происходит активная интеграция образовательных учреждений: горизонтальная (слияние учреждений одного уровня образования) и вертикальная (объединение учреждений разного уровня образования при сохранении реализации программ присоединяемых образовательных учреждений).

Горизонтальная интеграция позволяет устранить дублирование в подготовке    кадров   и   рационально    использовать   финансовые   ресурсы,-материально-технический,-учебно-лабораторный, информационно -методический и кадровый потенциал учебных заведений, а вертикальная - в том числе позволяет также обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров для отраслей экономики и способствовать развитию мобильности обучающихся, предоставляя возможность выстраивания собственной образовательной траектории.

Значительное место в развитии сети образовательных учреждений НПО занимает преобразование их в средние специальные учебные заведения -
техникумы и колледжи при сохранении реализации программ НПО.

Советы и союзы работодателей регионального и федерального уровней, озабоченные сложившейся ситуацией в экономике, вынуждены сегодня выступать инициаторами необходимых, вызванных жизнью, изменений в сфере профессионального    образования.

Состояние трудового потенциала оценивается как неадекватное возможностям

долгосрочно экономического      развития      России. Профессионально-

квалификационная структура деформирована и не совпадает с потребностями

производства.     Ухудшается     качество     профессионального     образования.

Предприятия вкладывают значительные средства в переобучение выпускников
профессиональной    школы, создают альтернативы государственному первоначальному профессиональному обучению. Дефицит квалифицированных кадров стал реальностью. Конкуренция за профессиональные кадры нарастает. Экономика несёт большие потери из-за состояния здоровья и преждевременной смертности работников. Потери ресурсов труда в предстоящее десятилетие, вызванные «демографическим ударом», обострят дополнительные риски для бизнеса и страны в целом.

Профессиональная школа как никогда ранее должна быть сориентирована на запрос рынка труда, на требования работодателей к выпускнику-специалисту. Необходима взвешенная оценка перспективных рисков и умелая стратегия управления ситуацией.

На современном этапе развития профессиональной школы предметом разработки в рамках инновационных проектов образовательных учреждений-победителей стали следующие основные направления:

    • расширение взаимодействия учреждений начального и среднего профессионального образования с работодателями;
    • создание и развитие инновационных образовательных ресурсов, включая разработку предложений по государственным образовательным стандартам, учебным планам и программам;
    • распространение инновационных методик и технологий обучения;
    • совершенствование управления качеством профессионального образования, в том числе организация внешней оценки качества профессионального образования и сертификации выпускников учреждений;
    • создание ресурсных центров, развитие новых организационных форм учреждений профессионального образования;
    • повышение квалификации педагогических кадров;

Губернский колледж является активным участником информационных процессов происходящих в сфере профессионального образования страны, Необычное объединение технических и социально-педагогических направлений профессиональной подготовки позволило получить значимый образовательный эффект: ретрансляция педагогического опыта, инновационных технологий, культурологического опыта в различные профили Губернского колледжа, значительно повысила уровень профессиональной подготовки инженерно-педагогических кадров, обеспечила формирование-коллектива-инновационного-типа.                                                                                          Принципиально отличаются подходы к формированию общей модели
учебного плана Губернского колледжа, который предполагает на первом этапе
- самоорганизацию (содержит предметный блок, позволяющий освоить приёмы
самоорганизации, способы успешной деятельности в т.ч. учебной и пр.). На
втором - самоопределение (здесь предполагается освоение отдельных
дисциплин, связанных с введением в область деятельности). На третьем этапе-
профилизацию, специализацию, которая завершается аттестацией,
критериальным инструментом которой выступает сформированность ключевых
компетенций. Спектр образовательных программ в колледже, их
разноуровневость и многообразие позволяет не только обеспечить
индивидуальную образовательную          траекторию         обучающихся,

предполагающую выход на рынок труда после освоения любого из уровней, но и непрерывность образования, где значительное место занимает практическая подготовка. Набор образовательных программ максимально удовлетворяет запросы региональной экономики.

Проектные предложения: Общие требования к специалистам с НПО

  • мобильность;
  • коммуникабельность;
  • способность выбирать и выстраивать собственную образовательную и профессиональную траекторию;
  • способность работать в команде, коллективе, группе;
  • ситуативность;
  • рефлексия;
  • психофизическая готовность;

функциональная грамотность (русский язык, английский, информационные технологии);

Нужны организационные меры, Необходимо искать выход внутри собственной экономики, в том числе экономике образования. Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда содержат потенциальные возможности разрешения существующих проблем насыщения рынка труда квалифицированными кадрами.

Предприятия, вынуждены сегодня использовать альтернативные государственному профессиональному образованию формы и систему подготовки кадров для своих производств через корпоративные колледжи и вузы, УПК.

Операторы рынка образовательных услуг через рекрутинговые агентства, тренинговые компании стараются удовлетворить заявки производств на подготовку специалистов. Но при этом основным поставщиком кадров, безусловно, по прежнему остаётся профессиональная школа. Обязательной составляющей такого взаимодействия должна быть маркетинговая служба, которая обеспечивает оперативной . картой, содержащей информацию о конъюнктуре рынка труда и образовательных услуг на сегодня и перспективу в так называемый штаб оперативного реагирования на сложившуюся ситуацию. В его число входят представители власти, работодатели, представители Губернского колледжа.

Совет по кадровой политике, попечительский совет, а в условиях автономного учреждения - наблюдательный совет - это те формы общественного управления, непосредственно связанные с образованием, которые могут реально решать вопросы о сбалансированности подготовки специалистов различных уровней, обеспечения современной материально-технической базы для качественной подготовки специалистов. Только в этом случае, возможно, обеспечить прямое взаимодействие работодателей и образовательного учреждений. Лоббирование интересов колледжа во властных структурах представителями (производств будет работать на удовлетворение взаимных интересов.

Внедрение инновационных технологий, в том числе на базе РЦО Губернского

колледжа, где устанавливается оборудование или его макеты-тренажёры для освоения

современных производственных процессов и технологий, позволит Губернскому

колледжу развиваться в режиме инноваций. При этом инновационный тип учреждения

должен иметь преимущества государственных и иных инвестиций. Это позволит

учебному заведению быть конкурентоспособным не только на рынке образовательных

услуг, но и успешно выступать в конкуренции на рынке труда среди других

экономически хозяйствующих субъектов.


Модернизация учебно-лабораторной базы как средство повышения качества образования.

Обеспечение нового качества профессионального образования

В.В. Колосов, заместитель директора по УПР

руководитель технического профиля

ГОУ СПО Губернский колледж г. Сызрани

За годы работы в ГОУ СПО Губернский колледж г. Сызрани  накоплен значительный ресурс, позволяющий на новом уровне подойти к проблеме обеспечения нового качества профессионального образования, создать условия для преодоления сохраняющегося противоречия между состоянием и результатами образовательного процесса, с одной стороны, и социальными ожиданиями, образовательными запросами и потребностями работодателей и населения, с другой стороны.

В качестве основного фактора обновления профессионального образования сегодня выступают запросы экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий. Система профессионального образования остается недостаточно ориентированной на рынок труда Самарской области, на перспективные потребности его развития, что делает ее недостаточно конкурентоспособной. Отсутствует отраслевая скоординированность взаимодействия учреждений профессионального образования одного профиля как внутри системы, так и с работодателями. Недостаточно обеспечена мобильность образовательных программ подготовки, обеспечивающих разноуровневые запросы и возможности обучающихся.

Наличие опытных и квалифицированных педагогических кадров в ГОУ СПО Губернский колледж г. Сызрани, успешно организованное взаимодействие с работодателем в лице ОАО Сызранский нефтеперерабатывающий завод НК РОСНЕФТЬ, апробированные методики обеспечения качества профессионального образования, а также обновленная учебно-лабораторная база, соответствующая современным требованиям, позволяют поставить задачу по обеспечению качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами работодателя и возможностями обучающегося.

Для повышения качества профессионального образования одно из главных мест занимает использование в организации учебного процесса современной учебной техники, учебно-лабораторного оборудования. Современный образовательный процесс предполагает наличие не только хороших преподавателей, но и различных технических средств обучения. Это, так называемая, учебная техника. К ней относятся различные учебные установки, лабораторные стенды, аппараты и лабораторные комплексы. Современное учебно-лабораторное оборудование приближено по своим функциональным характеристикам к производственному оборудованию и позволяет моделировать технологические процессы, осуществляемые на производстве, а также даёт возможность обучающимся, не только закрепить, но и практически проверить те теоретические знания, которые они получили.

По тому, насколько серьёзно используется лабораторная база и учебная техника, можно сделать вывод о том, насколько ответственно и профессионально относится к своим обязанностям учебное учреждение профессионального образования. Только при наличии современной учебно-лабораторной базы и техники можно подготовить специалистов с высоким уровнем подготовки отвечающего запросам работодателя. Только качественное учебно-лабораторное оборудование поможет преподавательскому составу построить грамотный образовательный процесс.
Создание комплекса учебных лабораторий приближенных к производству в согласовании и при поддержке работодателя, в корне меняют форму обучения, так как именно современное лабораторное оборудование позволяет обучающимся на практике проверить свои теоретические знания, а также наработать определённый практический опыт.

Созданные в 2009 году в техническом профиле ГОУ СПО Губернский колледж г. Сызрани в рамках реализации инновационной образовательной программы «Новая образовательная практика подготовки рабочих кадров и специалистов для предприятий нефтепереработки» Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ» современные учебные лаборатории: «Технический анализ и контроль производства», «Органическая химия», «Процессы и аппараты», кабинет «Информационные технологии» и приобретенное учебно-лабораторное оборудование общей стоимостью 52 млн. рублей (учебные установки, аппараты, сопутствующие материалы) основаны на самых новых технологических процессах. Данный  учебно-лабораторный комплекс предназначен для практических занятий обучающихся по профессиям: «Оператор нефтепереработки», «Машинист технологических насосов и компрессоров», «Лаборант-эколог», «Слесарь КИПиА» и специальностям «Переработка нефти  и газа», «Автоматизация технологических процессов и производств».

На примере лаборатории «Процессы и аппараты» оснащенной  учебными установками мы поясним,  как современное учебно-лабораторное оборудование, дает возможность ощутить реалии производства и оценить вкус научного эксперимента в сфере нефтепереработки:

Учебная установка - H128D/W (Гидравлика) представляет собой модульную группу, предназначенную для проведения полнофункциональных испытаний четырех последовательно подключенных водяных насосов промышленного типа.

Каждый насос рассматривается отдельно, при этом можно получить следующие данные:

частота вращения, подача, давление подачи, давление всасывания, потребляемая мощность.

Специальное устройство позволяет осуществлять индивидуальный привод всех насосов от одного двигателя.

В комплект основной установки входят  две силовых установки: с 2-скоростным мотором переменного тока и с мотором постоянного тока с плавно регулируемой скоростью

Также имеются два типа насосов: со стандартной головкой и с прозрачной головкой

Модульная структура групп позволяет получить несколько конфигураций, насосы со стандартной и прозрачной головкой можно объединять с моторами постоянного и переменного тока.                                                                                                                               Учебная установка H128D/W позволяет проводить эксперименты:

  • Определение гидравлических характеристик насоса
  • Сравнительный анализ работы насоса при различных значениях частоты вращения, подачи, давления, разрежения, всасывания, развиваемой гидравлической мощности, потребляемой механической и электрической мощности
  • Расчет КПД
  • Определение высоты столба жидкости над всасывающим патрубком

Принудительное возникновение и визуализация явления кавитации.                                             Данный агрегат может использоваться совместно с системой сбора и анализа данных для персонального компьютера, называемой SAD/H128D/W, измерения можно проводить автоматически, а затем строить графики на дисплее или распечатывать их, сохранять результаты экспериментов на диске или распечатывать их.

IC61D - Многофункциональный реактор. Система IC61D представляет собой универсальную учебную установку, которую можно использовать в качестве реактора для органического синтеза или для перегонки при изучении процессов в области нефтепереработки. При помощи дополнительных модулей можно проводить реакции в вакууме, с добавлением или без добавления жидкости.  Реактор позволяет создавать вакуум в различных частях установки при работе с органическими веществами, чувствительными к нагреву.

Система IC61D позволяет осуществлять различные органические реакции, а также перегонку непрореагировавших остатков. В частности, можно проводить:

  • реакции между двумя реагентами (например, нитрование, хлорирование, и т. д.);
  • реакции между более чем двумя реагентами (например, получение метилбензгидрола);
  • реакции этерификации;
  • реакции омыления.

Система IC61D содержит виртуальное описание работы установки и теоретических принципов органического синтеза, а также описание упражнений с поэтапными разъяснениями по проведению экспериментов. При помощи автоматической системы сбора и обработки данных для персонального компьютера SAD/IC61D можно контролировать реакционные процессы и записывать экспериментальные данные на диск или выводить на печать.

Учебная перегонная установка  - IC18DV/92 предназначена для проведения различных экспериментов с использованием непрерывной или порционной перегонки, а также перегонки бинарных смесей. Дополнительное оборудование позволяет производить перегонку азеотропных смесей, вакуумную перегонку и перегонку с паром.

Таким образом, эта установка будет незаменима в любой учебной лаборатории, готовящей обучающихся и студентов по профессиям и  по специальностям нефтепереработки и химической технологии. Благодаря модульной конструкции установка проста и удобна в обращении, возможна последующая установка одного или нескольких дополнительных компонентов.

Установка состоит из перегонной колонны, смонтированной на штативе из нержавеющей стали, и электронного пульта управления для контроля и мониторинга системы. Колонна предназначена как для непрерывного, так и для периодического режима работы.                                                                                  Учебная установка IC18DV/92 позволяет осуществлять эксперименты:

Изучение установок

  • Изучение процессов и используемого промышленного оборудования;
  • Ознакомление с перегонкой с использованием тарельчатых и колпачковых колонн
  • Управление перегонными установками;
  • Определение оптимальных параметров и настройка установки;
  • Приборы и методы для измерения температуры, давления, уровня и расхода жидкости;
  • Приборы и методы для контроля и настройки температуры, давления, уровня и расхода жидкости;
  • Приборы и методы для мониторинга процессов при помощи персонального компьютера (с SAD/IC18D);
  • Приборы и методы для контроля процессов при помощи персонального компьютера (с SCP/IC18D).

Технология перегонки

  • Изучение гидравлических характеристик тарелок и колпачковых тарелок;
  • Изучение эффективности тарелок;
  • Изучение падения давления на тарелках и в колонне;
  • Влияние на работу колонны обратного потока, геометрии тарелок, скорости подачи,состава подаваемой смеси;
  • Изучение массового баланса при разделении;
  • Изучение теплового баланса при разделении;
  • Определение физико-химических характеристик обратного потока и продуктов вверху и внизу колонны;
  • Анализ динамических характеристик процесса перегонки.
    • Непрерывная ректификация бинарной смеси;
    • Непрерывное фракционирование бинарной смеси;
    • Периодическая перегонка бинарной смеси;
    • Перегонка бинарной смеси с водяным паром .
    • Построение диаграммы состояния и кривой равновесия для бинарной системы (например, вода - метиловый спирт);
    • Определение рабочей характеристики и соотношения обратного потока;
    • Ректификация бинарной смеси (например, вода - метиловый спирт);
    • Непрерывная перегонка многокомпонентной смеси;
    • Перегонка азеотропных смесей 56)

Основные процессы перегонки

Дополнительные эксперименты

 

Использование современного учебно-лабораторного оборудования – это высокотехнологический процесс, которым должны заниматься настоящие профессионалы, следящие за всеми новейшими технологиями. Именно поэтому для разработки учебных планов и программ по профессиям и специальностям нефтепереработки, в рамках которых и используется данное учебно-лабораторное оборудование, колледжем привлечены лучшие технические специалисты со стороны работодателя ОАО Сызранский нефтеперерабатывающий завод, которые являются настоящими асами своего дела.

Кроме привлечения специалистов, со стороны работодателя оказана значительная поддержка в укреплении материально-технической базы  колледжа, а именно – передано в безвозмездное пользование сроком на 5 лет заводское оборудование в количестве 30 единиц общей стоимостью 2,5 млн. рублей, которое позволит подготовить обучающихся к производственной практике на более высоком уровне в стенах учебного заведения.

 

Кроме учебных установок во вновь созданные лаборатории «Технический анализ и контроль производства», «Органическая химия», «Процессы и аппараты», кабинет «Информационные технологии» приобретено 34 наименования комплектов и единиц современного учебно-лабораторного оборудования. Среди них :

- Комплекс аппаратно-программный на базе газового хроматографа «Хроматэк-Кристалл 5000» для  определения бензола в бензине по ГОСТ Р EN 12177, оксигентов и общего кислорода в бензине по ГОСТ Р 13132 ;

- Атомно-абсорбционный спектрометр ZEEnit700  c пламенным  и электротермическим  атомизатором, с возможностью подключения системы для определения меди, никеля, свинца в сточных водах по ПНД Ф 14.1:2:4.59-96;

- Аппаратно-программный комплекс на базе газового хроматографа PERICHROM 2100 для измерения концентрации органических  веществ в  промышленных выбросах, воздухе рабочей зоны и атмосферном воздухе, природных, поверхностных и сточных водах;

- комплект персональных компьютеров (17 шт.) и оргтехники;

- комплект терминальных станций (17 шт.) ;

- комплекты лабораторного оборудования и расходных материалов по направлению нефтехимии и др.;.

Созданная учебно-лабораторная база и приобретенное оборудование имеют современный дизайн. Все учебные установки, аппараты и сопутствующие расходные материалы, а также лабораторная мебель соответствуют критериям государственных образовательных стандартов. Данное учебно-лабораторное оборудование благоприятствует глубокому изучению теории, а также получению и оттачиванию практики обучающимися, в условиях приближенных к производственным.
Повышение качества профессионального образования неразрывно связано с модернизацией учебной базы, информатизацией и оснащением современным учебно-лабораторным оборудованием учебных заведений.

Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы позволяет ГОУ СПО Губернский колледж г. Сызрани проводить значительную работу по совершенствованию содержания образования, модернизации учебно-материального и методического обеспечения реализации образовательных программ, по применению инновационных методик и технологий обучения, в том числе информационно-коммуникационных, развитию социального партнерства в сфере подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов в сфере нефтепереработки.


Информационные технологии как фактор личностного становления обучающихся

А.В. Гагарин, мастер производственного обучения

ГОУ СПО Губернский колледж г.Сызрани

Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от  ветра, а ветряную мельницу …

Стивен Кинг

Ускорение научно-технического прогресса, основанное на внедрении в производство  автоматизированных систем, микропроцессорных средств, роботов и обрабатывающих центров, поставило перед современной педагогической наукой важную задачу - воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение вышеназванной задачи - коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно-вычислительной техникой с соответствующим периферийным оборудованием, учебным демонстрационным оборудованием, функционирующим на базе средств новых информационных технологий, так и от готовности обучаемых к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной.

Меняется взгляд на образ самого человека. Все чаще в числе его характеристик называют конкурентоспособность, мобильность,  владение экономической грамотностью, информационно-коммуникационной культурой.

Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию информационных технологий для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности  для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач как учебных, так и практических.

Важна задача обеспечения психолого-педагогическими и методическими разработками, направленными на выявление оптимальных условий использования информационных технологий в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.

Информационные технологии могут быть использованы в качестве:

-         средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество;

-         инструмента познания окружающей действительности и самопознания;

-         средства развития личности обучающегося;

-         средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебным заведением;

-         объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики, вычислительной техники и других дисциплин);

-         средства коммуникаций в целях распространения передовых педагогических технологий;

-         средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики;

-         средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управления учебным оборудованием.

В 2008 году  ГОУ СПО Губернский колледж г.Сызрани стал одним из победителей приоритетного национального проекта «Образование», представив инновационную образовательную программу на тему: «Новая образовательная практика подготовки рабочих кадров и специалистов для предприятий нефтепереработки».  Это позволило улучшить материально-техническую базу образовательного учреждения. Были созданы лаборатории:  «Технический анализ и контроль производства», «Процессы и аппараты», «Органическая химия», «Ремонт технологического оборудования»; кабинеты: «Информационные технологии», «Технология переработки нефти и газа». Все лабораторные комплексы оснащены современной компьютерной техникой (ПК, оргтехника, интерактивные доски), позволяющей эффективно внедрять в образовательную практику информационные технологии, обеспечивающие возможность работы обучающихся в глобальной сети Интернет, локальной сети колледжа. Активно осваиваются информационные технологии в преподавании  специальных дисциплин: «Органическая химия», «Технический анализ и контроль производства», «Процессы и аппараты», «Автоматическое управление и автоматизация технологических процессов», «Электротехника с основами электроники» и др.

Проводится работа по изучению теории и практики дистанционного обучения, прорабатываются условия внедрения этой формы обучения в образовательную практику колледжа.

Выбранные участниками инновационной образовательной программы методики обучения  во многом обусловлены  спецификой установленного в колледже модернизированного  учебно-лабораторного оборудования и требованиями работодателей к качеству и уровню подготовки высококвалифицированных специалистов.

Список используемой литературы

  1. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. – М.: Феникс, 2010.
  2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. - М.: Педагогика, 1986.
  3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: ИИО РАО, 2010.